Ядов Александр Федорович Министр транспорта и связи Красноярского края [подробнее о персоне]Красноярский край — один из самых обширных субъектов федерации: 2 340 тысяч квадратных километров — почти 14 процентов территории России. Автомобильные дороги для такого региона — больше, чем просто дороги. О их значении корреспондент «Губернского делового журнала» попросил рассказать министра транспорта и связи правительства Красноярского края Александра Ядова. — Александр Федорович, насколько сегодня автодорожная карта Красноярского края отвечает потребностям развития региональной экономики? — Общая протяженность автомобильных дорог в крае составляет 23,4 тысячи километров. Из них федеральные автодороги: М-53 «Байкал» и М-54 «Енисей» — 1 153 километра; краевые автодороги общего пользования — более 12 тысяч километров; остальное — муниципальные автодороги между населенными пунктами и автозимники. Эти цифры могут кого-то впечатлять. Но следует учесть, что Красноярский край занимает огромную территорию — от Ледовитого океана до Саян, причем 90 процентов — это районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. И если центральная и южная части края располагают сетью автомобильных дорог круглогодичного пользования, то северные территории имеют слаборазвитую дорожную инфраструктуру. В настоящий момент практически все инвестиционные проекты края, намеченные к реализации, связаны именно с северными территориями, прежде всего, с районами Нижнего Приангарья. Они требуют автотранспортной доступности, поэтому все помыслы дорожников в ближайшей перспективе будут обращены на Север края. — А что важнее — строительство новых дорог или ремонт существующих? — Строительство новых автомобильных дорог, обеспечивающих социально-экономическое развитие края, — одна из важнейших задач нашего дорожного комплекса. Я уже говорил, что все инвестиционные проекты, намеченные к реализации на территории края, требуют автотранспортной доступности, то есть строительства или реконструкции автодорог. В период с 2008 по 2011 годы будет построено и реконструировано более 200 километров дорог. Наиболее крупные из них: обход города Красноярска с мостом через реку Енисей — это на автодороге М-53 «Байкал», строительство и реконструкция дороги Канск—Абан—Богучаны с устройством асфальтобетонного покрытия на всем ее протяжении, строительство и реконструкция автомобильной дороги Богучаны—Кодинск также с устройством асфальтобетона на всем протяжении. Это и строительство мостового перехода через реку Ангара на автодороге Богучаны—Юрубчен—Байкит, и строительство обхода города Лесосибирска на трассе Красноярск—Енисейск, и другие проекты. Существующая сеть автомобильных дорог края — крупный имущественный комплекс стоимостью более 50 миллиардов рублей. Обеспечение сохранности существующей сети дорог — не менее важная задача, чем строительство новых дорог, поэтому в период 2008—2011 годы за счет средств краевого бюджета будет отремонтировано более 1 250 километров дорог. Таким образом, невозможно отдать приоритет одной из задач: строить новые дороги или ремонтировать существующие — обе задачи равнозначно важны и должны решаться. — Какие проблемы дорожного строительства, на ваш взгляд, являются сегодня самыми актуальными? Каковы пути их решения? — Проблемы дорожного комплекса Красноярского края, я думаю, такие же, как и дорожного комплекса всей России. Во-первых, это недостаток финансирования. Из всей сети краевых автомобильных дорог, а это более 12 тысяч километров, по нормативу на допустимый уровень содержится только 36 процентов от их общей протяженности. Это автодороги первой эксплуатационной категории. Дороги второй и третьей эксплуатационных категорий к 2011 году будут содержаться на уровне 55 процентов от норматива на допустимый уровень. Учитывая протяженность краевой сети дорог и межремонтные сроки, нам ежегодно необходимо ремонтировать около 1 500 километров. Сегодня мы ремонтируем, в среднем, около 300 километров в год. Для решения задач социально-экономического развития края необходимо ежегодно строить и реконструировать около 400 километров дорог. Сегодня эта цифра составляет менее 100 километров. Обнадеживает тот факт, что в последние годы ситуация с финансированием дорожного хозяйства меняется в лучшую сторону. Например, объем финансирования краевой целевой программы «Дороги Красноярья» на 2002—2005 годы составлял 9,6 миллиарда рублей (в среднем — 2,4 миллиарда рублей в год), а краевой целевой программы «Дороги Красноярья» на 2006–2008 годы — уже 11,5 миллиарда рублей (в среднем — 3,8 миллиарда рублей в год). Ведомственной целевой программой «Развитие и модернизация автомобильных дорог Красноярского края на период 2009–2011 годы» предусмотрено финансирования дорожного комплекса в объеме 17,8 миллиарда рублей (в среднем — 5,9 миллиарда рублей в год). Как видите, ситуация меняется, и довольно значительно. Вторая проблема — разделение полномочий по федеральным, краевым и муниципальным автомобильным дорогам. На территории отдельно взятого района, где имеются все эти дороги, создана ситуация: район один, а дорогами ведают три различных органа управления — федеральный, краевой и муниципальный. Рядовому пользователю дорог безразлично, в чей собственности находится та или иная дорога, — ему важно, чтобы по ней в любое время года можно было комфортно и безопасно проехать. И все претензии по качеству дорог, независимо от их имущественной принадлежности, он адресует краевой власти. Кроме того, низкая финансовая обеспеченность муниципальных бюджетов не позволяет местным органам власти выполнять в полном объеме работы по содержанию и ремонту муниципальных дорог. Именно поэтому правительство края приняло на себя обязательство по ремонту и содержанию муниципальных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, а также вокруг крупных городов края, за счет средств краевого бюджета. — Насколько актуально для региона строительство платных дорог? — Для того чтобы строительство платных автомобильных дорог было экономически целесообразно, необходимо выполнение нескольких условий. Первое — наличие альтернативного бесплатного проезда; второе — интенсивность движения автотранспорта по автодороге должна быть не менее 20 тысяч автомобилей в сутки; и третье — плата за проезд по дороге должна быть «подъемной» для большей части населения региона. На территории края интенсивность движения автотранспорта около 20 тысяч автомобилей в сутки приходится, в основном, на федеральные автодороги «Байкал» и «Енисей» — на подъездах к городам Ачинск, Красноярск, Канск (без учета интенсивности движения по улично-дорожной сети города Красноярска). Кроме того, автотранспортная доступность многих населенных пунктов края в основе своей безальтернативна, а около 13 процентов сельских населенных пунктов вообще не имеют круглогодичной автотранспортной связи с центральными районами края. Исходя из этих факторов, в ближайшей перспективе для Красноярского края вопрос строительства платных автомобильных дорог не будет актуальным. — Красноярский край — огромная территория. Здесь важны не только разветвленная и качественная дорожная сеть, но и соответствующая инфраструктура — автозаправочные станции, сервисы, отели, доступная медицинская помощь и так далее. Как правительство края решает эту задачу? — У нас приняты и действуют закон края и постановление Совета администрации края — законодательные акты, которые регулируют весь процесс: от выбора земельного участка под объект сервиса до ввода его в эксплуатацию. При согласовании и разрешении на строительство объекта сервиса, в первую очередь, смотрим на то, как этот объект повлияет на безопасность движения на данном участке дороги. Большинство сервисных объектов построено частными инвесторами. Количество объектов регулирует спрос на услуги — при отсутствии спроса ни один частный инвестор не вложит средства в строительство. Сегодня на краевых автомобильных дорогах, и особенно на федеральных, проходящих по территории края, довольно насыщенная сеть объектов сервиса: автозаправочные и автогазозаправочные станции, мотели, пункты питания, кафе и так далее. Кроме того, сейчас находится в стадии проработки вопрос создания на автодорожной сети края мобильной скорой помощи. Не секрет, что большинство погибших в результате ДТП — результат несвоевременно оказанной медицинской помощи. Наш новый проект, мы надеемся, позволит значительно сократить время оказания квалифицированной медицинской помощи, сохранив тем самым жизнь многих людей. |