Площадь территории Республики Карелия — 180,5 тысячи квадратных километров (1,06% территории РФ).
Численность населения — 716 тысяч человек.
Административный центр — город Петрозаводск.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 7800 километров, в том числе федеральная автомобильная дорога М-18 «Кола» — 770 километров, автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в собственности Республики Карелия, — 7030 километров.
Количество ежегодно перевозимых пассажиров — 37 297,9 тысячи человек, грузов — 20 090 тысяч тонн.
В девяти государственных унитарных предприятиях дорожного хозяйства работают около 1900 человек (0,5% занятого населения Карелии).
Плотность автомобильных дорог общего пользования составляет 43,2 километра на одну тысячу квадратных километров (средний показатель по Российской Федерации — 44 километра). По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в нашем регионе составляет около девяти километров на одну тысячу жителей, что в 1,7 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации (5,3 километра на одну тысячу жителей).
Через территорию республики проходят два общероссийских автомобильных коридора:
№ 2 Мурманск—Петрозаводск—Санкт-Петербург—Новгород—Тверь—Москва—Тула—Воронеж—Ростов-на-Дону—Краснодар—Новороссийск—Сочи, обеспечивающий автотранспортные связи южных и центральных областей России с Карелией и Мурманской областью;
№ 9 Санкт-Петербург—Каргополь—Котлас—Сыктывкар—Кудымкар—Пермь с подъездами Пудож—Медвежьегорск, обеспечивающий транспортные связи в направлении запад—восток по кратчайшему расстоянию, а также транзит грузов из восточных областей в Финляндию.
Карелия занимает выгодное геополитическое положение на северо-западе Российской Федерации. Вступление Финляндии в 1995 году в Европейский Союз усилило геополитический фактор и значение нашей республики как территории, непосредственно граничащей со страной ЕС.
Протяженность сухопутной государственной границы России с Финляндией составляет 1269 километров, из которых 798 километров проходит по территории республики.
На карельском участке российско-финляндской государственной границы для обеспечения приграничных связей оборудовано три международных автомобильных пункта пропуска («Вяртсиля», «Люття», «Суоперя»). Количество транспорта, пересекающего государственную границу, постоянно растет, в том числе и за счет пропуска крупногабаритного и тяжеловесного транспорта — от 100 до 110 тысяч единиц в год.
На севере Карелия граничит с Мурманской областью, на востоке — с Архангельской, на юге — с Вологодской и Ленинградской областями.
При условии развития сети дорог в широтном направлении республика может претендовать на роль транзитного региона в Северо-Европейской части РФ, что в будущем благоприятно скажется на развитии экономики как самой республики, так и России в целом.
Наиболее высокая интенсивность движения грузового и легкового автомобильного транспорта отмечается на федеральной дороге М-18 «Кола». Особенно это заметно в районе Петрозаводска, где в течение суток и в зависимости от времени года проезжает от трех до пяти тысяч автомашин в сутки.
На автомобильных дорогах, обеспечивающих межрегиональные связи, интенсивность движения составляет от 800 до 3000 автомашин в сутки.
Что касается интенсивности движения по межрайонным и внутрирайонным дорогам, то здесь она составляет 500—1500 автомашин в сутки. На сети региональных автомобильных дорог, обеспечивающих перевозки грузов и пассажиров преимущественно во внутрирайонном сообщении, этот показатель не превышает 100—300 автомашин в сутки.
Протяженность автодорог, находящихся в собственности республики, по видам покрытий следующая: с асфальтобетонным покрытием — 2015 километров; с покрытием из щебня и гравия, обработанных вяжущими веществами, — 632; с щебеночно-гравийным покрытием — 3219; грунтовые — 1163 километра.
По техническим категориям: II категория — 28 километров (0,4%), III — 330 (4,5%), IV — 1947 (27,7%), V категория — 3562 (50,9%), вне категорий — 1162 километра (16,5%).
На территории региона насчитывается 575 мостовых сооружений, общая протяженность которых составляет 16 135 погонных метров, в том числе:
капитальные (железобетонные, сталежелезобетонные, металлические и каменные) мосты — 309 единиц общей протяженностью 11 146 погонных метров;
некапитальные (металлодеревянные, деревянные) — 266 единиц протяженностью 4989 погонных метров.
|